sbm56 @ 17.10.2022, 22:56
Купил зарядное устройство CTEK MXS 5.0. Отзывы хорошие. В устройстве есть специальный режим RECOND для восстановления батарей, рекомендуется раз в год или после глубокой разрядки его использовать. Подойдёт это для наших аккумуляторов?
Не могу сказать что-то конкретное про данное устройство, я их перепробовал кучу всяких интеллектуальных, дорогих и мощных. Честно говоря не нашел то, что меня устраивает. Обычно такие "автоматы" чересчур "берегут" АКБ, полностью не растворяя сульфат с пластин и соответственно не поднимая плотность электролита. А процесс восстановления - это в любом случае процесс насилия. Для достижения хоть какого-то приемлемого результата приходилось следить за "окончанием заряда" и перезапускать процесс.
Я постепенно пришёл к выводу что лучше обычного блока питания с регулируемым током и напряжением не найти. Главное - найти оптимальное напряжение (оно для разных типов АКБ разное) при котором при достижении максимально выставленного напряжения
на клеммах электролит будет "слегка булькать".
Для примера - смотался недавно на пару недель в Гагры, на авто поставил полностью заряженный штатный Мутлу. Сигналка у меня маложрущая - без брелка, GSM. За эти 2,5 недели напруга на клеммах упала с 12,8в до 12,3в.
Плотность электролита упала с 1,28 до 1,26. Причем больше всего - как всегда на крайних банках. Электролит конечно расслоился за это время, но ненамного. Соответственно восстанавливал его в течении 6 часов обычным блоком питания повышенным напряжением - 15,6в. ( у нас уже прохладно).
Ток заряда за это время упал с установленного максимума 6А до 0,12А. В результате плотность полностью восстановилось - сульфат с пластин растворился, плотность выровнялась по отдельным банкам и по всей их высоте (при долгом стоянии он расслаивается) - АКБ принял "заводские параметры". При этом процессе часть воды конечно разлагается, и со старыми АКБ надо конечно хотя-бы раз в год следить за уровнем. Но, как показывает мой опыт никакой автомат не проделает подобную работу - в худшем случае он наберет 14,4-14,8в на минимальном токе и переключится в режим "поддержания" в лучшем - пару часов после этого подергает пластины короткими импульсами 16-20в. Но самого главного он не сделает - сульфат полностью не растворит, плотность на выровняет и не повысит до номинального. Я раньше выходил из этого положения так - после окончания режима "автоматический заряд" давал пару часов отстоятся и повторял цикл. С каждым новым циклом время "восстановления" уменьшалось - соответственно мне приходилось больше делать ненужных действий. Так я и пришел к обычному регулируемому блоку питания.
ЗЫ. В случае заряда необслуживаемого АКБ (без пробок) лучше всего устанавливать напряжение "по слуху" - когда
на клеммах будет предельно выставленное напряжение, он должен в основном "шипеть". Бульканье должно быть очень редкое (не чаще 1 "булька" за 5-10 сек.). Так АКБ сможет в сепараторе вернуть большую часть воды в банки. Этот процесс более долгий.
Поэтому я как старпер больше люблю "пробочные" АКБ. И плотность легко померить и водички добавить...
ЗЫ.ЗЫ... Все вышесказанное относится только к АКБ с жидким электролитом. AGM заряжать (восстанавливать) можно при напряжении не выше 14,4в. (+20С) Переборщите - потеряете его. Запущенные экземпляры более-менее восстанавливаются за пару месяцев такой зарядки. Хотя, при желании можно добавить туда водичку - и такой АГМ может практически получить вторую жизнь.