Хочу поделиться своим опытом "мозгосношения" с неработающим спидометром, т.к. в интернете схожих симптомов не нашел и пришлось убить немало времени, сил и "денежек" чтобы просто понять в чем проблема. Думаю кому то это поможет сэкономить время, деньги и нервы. Заранее извиняюсь за многабукоф, но с подробным описанием кому то будет легче выявить такую же поломку у себя если она имеется.
Если лень читать - вся суть в конце. Машина: 3S-FE, SXA110, правый руль, пятидверка, коробка автомат.
Небольшая предыстория - машину купил изначально с нерабочим спидометром, вернее он работал кабы-как, совершенно непредсказуемо и больше 60 не показывал, а дойдя до отметки в 60 умирал напрочь. В принципе мне он был не особо нужен, и заморочился с ним примерно месяц назад, когда решил готовить машину к продаже. Пользуясь этой темой, снял и почистил датчик, почистил контакты, визуально осмотрел проводку, даже разобрал приборку
(не много отойдя от темы - там был свой сюрприз, стерлась шестерня которая вращает "сбрасываемый" пробег(не помню как это правильно называется, в общем то - чем мы засекаем расстояние чтобы определить расход), чем заменить не нашел, и просто нанес сверху небольшой слой термоклея, по сути - полиэтилена, чтобы восстановить зацеп с шестерней спидометра, колхозно - но помогло)). Несмотря на все манипуляции спидометр по прежнему был скорее мертв чем жив, более того, после чистки датчика стрелка вообще перестала двигаться(кстати внутри датчик был относительно чистый и крутится по другому не стал, в том смысле что усилие не изменилось).
Учитывая что после манипуляций с датчиком спидометр перестал что либо показывать вообще, пришел к мысли что проблема скорее всего именно в нём. И потому, ещё раз снял датчик скорости, при более детальном изучении обратил внимание на то что в нем присутствуют каналы для забора масла из коробки. Не долго думая набрал немного масла в шприц из отверстия в котором датчик стоит и накачал этим маслом датчик "по самое нихочу". Собрал, поставил на место, барабанная дробь.... Спидометр ожил! Причем заработал как часы, без провалов, идеально показывая скорость. К сожалению проработал он минут 10 и снова сдох. Но! Теперь он стал работать при определенных условиях, а именно: при езде по прямой дороге работает "иногда"(показывая в среднем около 20 км/ч), при подъеме в горку не работает "вообще", при спуске с горки оживает при резком торможении и наборе скорости заново, но правда до отметки около 60, а дальше, не зависимо от скорости стрелка плавно опускается вниз и не подает признаков жизни до повторении "операции": резком торможении - наборе скорости.
Начал анализировать имеющуюся информацию:
1) Раз спидометр работает при наклоне машины и резком торможении(а ещё то что ожил он только при большом обилии масла внутри него), решил что есть зависимость от коробочного масла, ведь по логике оно при таких "маневрах" переливается в коробке.
2) Масло в коробке было почти коричневого цвета, а недавно меняя рулевую рейку покупал масло для неё, уже по приходу домой прочитал для чего оно, надпись на банке - для АКПП. Пришел в магазин возмущаться, на что мне там пояснили: для коробок и гидроусилителя руля масло однотипное.
В общем было принято решение поменять масло в АКПП, учитывая что машина готовилась к продаже купил заменитель, на банке четко указано что заменяет тойотовское тип-Т, то что нужно, и по цене почти вдвое дешевле. Заодно был куплен фильтр заменитель и прокладка(по моему оригинал). Не буду описывать процесс замены, ничего необычного, замечу лишь что новое масло действительно было красным, похоже что в коробке оно не менялось очень долгое время, раз оно было почти черным, да и на поддоне и фильтре оно было похоже по консистенции скорее на солидол, чем на жидкое масло, плюс магнитики были похожи на ежей из за стружки на них.
Разумеется датчик был снова снят, снова почищен, и снова пересмазан(теперь уже новым, чистым маслом). И снова - барабанная дробь! Спидометр заработал! И опять минут на 10...
Но... Теперь он работал всегда и при любых условиях, пока масло в коробке хорошенько не прогревалось. Т.е. примерно 10-15 минут в зависимости от ритма движения. В горку, с горки, все ок, но пока коробка относительно холодная.
Короче я окончательно затрахался, опустил руки и поехал к электрику
Договорились на десять утра, время пол 11, электрика нет на месте. Оставил машину и пошел заниматься своими делами. Часов в 11 перезванивает электрик и сообщает что спидометр работает. Я обьясняю при каких условиях проявляется неисправность, он говорит - значит эти условия нужно создать, т.к. пока спидометр работает он диагностировать проблему не может. Возвращаюсь, беру машину, еду кататься, примерно через минут 20 убедившись что спидометр показывает либо 20 либо ноль при реальной скорости около 60 возвращаюсь в СТО. Электрик вывешивает колёса, подключает осциллограф, завожусь, еду... Спидометр работает! Я начинаю материться, электрик тоже, снова говорит мне что пока неисправности нет у него связанны руки.
Машину опускаем, электрик перекидывает щупы прибора что бы можно было его запихать в салон, снова едем, уже реально. В 10 метра от СТО спидометр умирает, электрик доволен, я тоже, делаем пару контрольных кругов, возвращаемся. Электрик приговаривает датчик скорости, я уже прикинув новые расходы собираюсь ехать искать его на разборках, но тут электрик говорит, дай я его сниму, гляну, так чисто для себя. Снимает осматривает, лицо меняется на задумчивое. Подключает его, но в коробку не ставит, крутит руками, и он работает!!. Снова поднимаем машину, вывешиваем колеса, я начинаю ехать, датчик снят, электрик засунул пальцы в коробку и чего то там делает, командуя мне время от времени ехать.
Развязка(финал): Как обьяснил мне электрик, он держал пальцами ту шестерню, которая вращает датчик, т.е. сам датчик снят, а пальцы просунуты туда где он стоял, и именно такая практически колхозная методика дала наконец четкий ответ на проблему работы спидометра,
эта шестерня мертва. Как он мне обьяснил, данная шестеренка пластмассовая, как и та что на датчике скорости, сидит она на металлическом валу, и вот её внутренний объем как раз и стерся, т.е. вал вращается, но шестерня на нем просто проворачивается и не передает вращение на датчик. Это и объяснило почему спидометр работает на холодную - шестеренка пластмассовая, и её посадка под воздействием температуры увеличивается(пластик расширяется).
К сожалению - по сути это ремонт коробки, т.к. эту деталь не снимая её не заменить. Говоря простым языком - очень не дешево.
П.С.: Такую диагностику в принципе можно провести самостоятельно, без СТО, но для этого нужно вывесить колёса, и что бы кто то помогал, т.к. помощник должен будет жать на газ. Главное не забывайте, коробка должна быть прогрета, а так же что при снятом датчике от туда будет литься масло при работающем двигателе, т.е. алгоритм действий такой - сначала не заводя машину снимите датчик, нащупайте пальцами шестерню в коробке(это своего рода "репетиция", что бы не "тупить" уже в процессе и не терять драгоценное масло), соберите все обратно, покатайтесь пока масло в коробке не прогреется, вывесите колеса, снова снимите датчик, держите шестерню и дайте команду помощнику завести машину и слегка нажать на газ. Если шестерня крутится, уверенно преодолевая сопротивление ваших пальцев - то все хорошо, если же колеса крутятся а шестерня не движется - ей кирдык. Как только проверили - машину сразу же глушить, чтобы не терять масло. Если сделано быстро - его вытечет не много, доливать не потребуется.