способность азота рассеивать тепло при этом сильно не расширяясь
Полнейшая глупость.
Тем более поражает эта чушь, т.к. в школе подробно учат закон Шарля (или Гей-Люссака).
Неужели не помните V/T=const?
Т.е. объем газа при определенном давлении и Т не зависит от типа газа.
В нашем случае, накачивая определенный объем и определенное давление в шину, последующий нагрев шины приведет к одинаковому росту давления не зависимо от того, какой газ в шину закачивали.
Это закон и никаких исключений нет.
Если кто-то начнет говорить, что азот лучше рассеивает тепло и поэтому шина меньше нагревается, то этакая же полная глупость.
Начнем с того, что воздух на 71% состоит из азота - уже можно предположить, что теплопроводность не будет сильно отличаться.
А если знать, что теплопроводность любых газов крайне низка, то становится понятно - никакая разница в типе газа не может вообще дать какое либо заметное даже в лаборатории изменение теплопроводности.
Факты - теплопроводность при 50гр цельсия:
Азот 0,0267
Аммиак 0,0256
Воздух 0,0279
Кислород 0,0291
Водяной пар 0,0198
Т.е. никакой практической разницы в рассеивании тепла между азотом и воздухом нет - оба они, как и другие газы могут считаться изоляторами тепла.
Это азы и их надо вкурить досконально, чтобы глупости не тиражировать.
Исходя из вышесказанного и в самолетах и в Ф1 азот применяют совсем по другим причинам.
Как было выше показано, особых причин применять разные газы нет.
Но реальность такова, что в воздухе присутствуют пары воды. Которые банально конденсируются при сжатии. Именно сжатие происходит в компрессоре воздуха.
Т.е. конденсации влаги из воздуха никак не избежать. Более того, исключить физическое попадание влаги в шину при накачке довольно сложно и дорого.
Попавшая в шину влага никак особо не влияет на давление - вы накачали такое как вам надо и счастливы.
И давление в шине меняется не сильно с изменением Т и от типа газа не зависит. Все вроде бы прекрасно. Но только до определенного момента.
При определенной Т и давлении влага берет и испаряется снова уже внутри шины. И именно это испарение воды, т.е. превращение ее в пар, и приводит к сильному росту давления в шине.
Вот и ключевой момент - азот, не содержащий паров воды, просто реально дешевле, чем установка по осушению сжатого воздуха.
Вот и все.
В реальной жизни, при относительно высоких давлениях в шине (2-3атм) и низких Т шины влага просто не испаряется и поэтому обыватели не испытывают проблем с излишним давлением в шинах.
В спорте и в Ф1 в частности, давление в шинах относительно ниже (меньше 1.5 атм), а Т шин высока, поэтому шансы испарения влаги высоки и в условиях, когда 80% работы по амортизации выполняют шины, а не подвеска, высока важность поддержания именно точного давления. Поэтому дуют азот.
Аналогично и в авиации - накачать сильно колеса не могут, т.к. на высоте они подвергнуться сильной перегрузке изнутри, поэтому качают малое давление, а при малом давление влага уже при меньшей Т шины испариться и вызовет мгновенный большой рост давления, что так же может разорвать колесо. Поэтому дуют азот.